Классное руководство

ПАМЯТКА
классному руководителю по работе с «трудными детьми»
1.Завести дневник наблюдений.
2. Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.
3. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.
4. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
5. Ежедневно встречаться с подростками.
6. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.
7. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребёнку, умение радоваться успехам ребёнка.
8. Вовлекать в трудовую деятельность серьёзные дела, исполнение общественных поручений.
9. Предупредить возможность неправильных действий детей.
10. Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный ребёнок».
11. Обучить детей методам самовоспитания.
12. Нормализация семейной обстановки, нейтрализовать вредное влияние родителей.
13. Индивидуальное шефство.
14. Вовлечение подростков в кружки, секции, контролировать их посещение.

Рекомендации по установлению более благоприятных отношений с ребёнком.
Шаг 1. Перечислите, что вы пытались делать, и что из этого не помогло. Прекращение этих бесполезных действий часто стимулирует ребёнка на позитивные изменения.
Шаг 2. Если первый шаг не привел к успеху, составьте список приёмов, разрушающих ожидаемый ребёнком привычный стиль взаимодействия с взрослым. Например, отмечайте, когда он ведёт себя приемлемо; удивляйтесь, когда он придерживается раздражающего Вас поведения; задавайте себе вопросы, что ребёнок ожидает от вас в конфликтной ситуации, и не делайте этого; используйте парадоксальные стратегии, например, попросите усилить поведение, которое Вам не нравится.
Шаг 3. Если есть необходимость в третьем шаге, сделайте список того, что Вы можете сделать, чтобы день у ребёнка прошёл лучше, чем обычно. Например, уделите ребёнку три двадцатиминутных периода позитивного внимания. Попросите его выполнить какое-то поручение. Дайте ребёнку выбрать, как его выполнить. Спросите мнение ребёнка о том, что касается Вас и его. Дайте ему важную для класса или дома работу. Обсудите несколько правил (не более пяти), которых вы вместе будете придерживаться.
Обычно уже на третьем шаге наступают желаемые изменения. Если этого не произошло, делаются следующие шаги. Здесь уже с ребёнком работает психолог.
К типичным психологическим трудностям детей и подростков относятся следующие:
- проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
- проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
- трудности самоотношения, самопонимания;
- трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
- внутреннее («психологическое») одиночество, непонятость другими;
- стремление избежать давления, правил, норм, требований;
- испытание себя и других;
- поиск границ возможного;
- поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
- обида на судьбу, конкретных людей;
- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
- неорганизованность;
- зависимость от других, низкая сила своего «я»;
- трудности в обучении;
- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
- трудный характер: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;
- отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
- чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.
    Причинами нарушений нередко являются психологические трудности, обусловленные неправильным воспитанием ребёнка. Большинство правонарушений совершают мальчики и девочки, которых недостаточно любили, игнорировали и наказывали в раннем детстве. Часто родители этих детей имели такую же судьбу. В подростковом и юношеском возрасте родители мало что взяли от школы, росли безответственными и импульсивными людьми. Эта схема может передаваться из поколения в поколение.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лауреаты Нобелевской премии мира».

Международный конкурс знатоков английского языка "Британский Бульдог"

Грамматика